сегодня2июня2025
Ptiburdukov.RU

   Бог не может изменить прошлое, но историки могут. И, должно быть, как раз потому, что иногда они оказывают эту услугу, Бог терпит их существование.


 
Главная
Поиск по сайту
Контакты

Литературно-исторические заметки юного техника


Вчера (07 июня) 8 июня Завтра (09 июня)


324 года назад (в 1701 г.) вышел первый указ о социальной защите в России


В рай входят святой милостыней

Помощь обездоленным и нуждающимся в поддержке существовала всегда: с момента, когда, собственно, возникло расслоение населения и условное разделение его по группам. На Руси общественная благотворительность, послужившая основой для становления системы социальной помощи, существовала еще в домонгольский период. Упоминания о кормлении нищих можно найти в русских летописях. Князья, духовенство и лучшие люди земли, находясь под влиянием недавно воспринятого христианства, охотно поучались заповедям, главные из которых - любить Бога и любить ближнего, как самого себя. Позже функцию помощи нуждающимся государство взяло на себя.

8 июня в России отмечается День социального работника. Соответствующий Указ был подписан Президентом России в октябре 2000 года.

На этот день выбор пал не случайно. Именно 8 июня в 1701 году Петром I принимается Указ «Об определении в домовых Святейшего Патриархата богадельни нищих, больных и престарелых», положивший начало созданию государственной системы социальной защиты. По указу Петра «для десяти человек больных в богадельне должен быть один здоровый, который бы за теми больными ходил и всякое им вспоможение чинил». Впрочем, «корни» социальной защиты уходят в более ранние эпохи.

«В рай входят святой милостыней», - говаривали в старину. Или «нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается». Однако бесконтрольное подаяние, называемое в народе «слепней», стало одним из факторов возникновения профессионального нищенства.

     В период становления Московской государственности намечаются первые попытки регламентации в призрении нищих. Так, собранный Иоанном Грозным Стоглавый Собор (1551 год) констатировал страшное развитие нищенства и рекомендовал: «да повелит благочестивый царь всех прокаженных и престаревших описати по всем градам опроче здравых строев, да в коемуждо граде устроите богадельни мужския и женския…» Что же касается здоровых, то они «питалися бы по дворам ходячи от боголюбцев, якоже и до днесь, а которые возмогут работати и они бы страды подлежали». Таким образом, впервые были определены категории нуждающихся, для каждой из которых устанавливались свои виды помощи. Это уже не просто раздача милостыни, а наметки системы социальной помощи: призрение в богадельнях, пособие (собирание по домам) и предоставление добровольных, а может быть, и принудительных работ.

Постепенно призрение стало частью государственной внутренней политики, которая окончательно сложилась в период правления Петра I. В 1700 году Император пишет о постройке по всем губерниям богаделен для старых и увечных и о необходимости «старым зело и увечным кормовщикам, а также и вдовам старым давать кормовых денег до их смерти, да недорослям малым до указанной меры в полы прежних их окладов, а молодым и здоровым кормовых денег не давать...»

В 1706 году митрополитом Иовом близ Новгорода был основан первый приют для «зазорных» (незаконнорожденных) детей. Император, сочувствующий этому учреждению, немедленно определил доходы на его содержание с нескольких монастырских вотчин. Позже он повелел учредить в городах госпитали для незаконнорожденных, а затем и общие сиротские дома. В 1715 году, не видя особой ревности в исполнении своих распоряжений, Петр вторично приказывает строить в Москве в церковных оградах каменные госпитали, а в других городах деревянные, а также «объявить указ, чтобы зазорных младенцев в непристойные места не отметывали, но приносили бы к вышеозначенным гошпиталям и клали тайно в окно, чрез какое закрытие, дабы приносимых лиц не было видно». За умерщвление же незаконнорожденных Государь грозил смертной казнью. При этом постановлялось, что когда дети вырастут, то мальчиков отдавали бы в учение к какому-нибудь мастеру, а девочек помещали к кому-нибудь в услужение и, конечно, если предоставлялся случай, выдавали замуж.

Число принимаемых младенцев чрезвычайно возрастало, так что в 1724 году в одной Московской губернской канцелярии их находилось уже 865 человек в возрасте не свыше восьми лет. Кормлением грудных младенцев занималось 218 кормилиц. В это же время в Москве насчитывалось 90 богаделен мужских и женских, в них состояло 4000 нищих, в числе которых сильно преобладали женщины. На жалованье нищих ежегодно уходило 12 000 рублей, но кроме этого, в богадельнях проживало без жалования 207 прибыльных нищих.

С 1775 года социальная помощь в России переходит в ведомство Приказа общественного призрения. В Томске такой Приказ был образован в 1805 году, сразу же после учреждения Томской губернии. Тогда же в нашем городе была основана и первая государственная богадельня для увечных, престарелых и не имеющих пропитания отставных чиновников, солдат и их вдов. До этого времени благотворительность в Сибирских Афинах носила случайный характер и выражалась в основном в подаче милостыни.

В конце XIX века в томской богадельне призревалось 40 человек. Женщины вязали и шили, мужчины по дряхлости ничем не занимались. Попасть в богадельню можно было только в порядке очереди, в случае смерти кого-то из прежних жителей. При этом нужно было подать заявление о принятии на имя губернатора.

Особым видом общественного призрения в этот период были детские приюты. В Томске их насчитывалось несколько: Мариинский, братьев Королевых, Пушниковский, Татьянинский, Владимирский (городской). По ведомству общественного призрения к ним примыкал и родильный дом. В старейшем Мариинском сиропитательном приюте для подкидышей содержалось 123 ребенка, у братьев Королевых – 44 мальчика, в Татьянинском – 18 детей, в городском – 45 мальчиков и 45 девочек.

Уход за тяжелобольными осуществляли сестры милосердия, которые содержались за счет средств местного Управления общества Красного Креста (добровольные общества помощи военнопленным, больным и раненым воинам в России стали создаваться с 60-х годов XIX века, в Сибири появились чуть позже).

Социальную помощь осуществляла и церковь. По инициативе архиепископа Макария в губернии при монастырях создавались Дома Трудолюбия. Имелись у церкви и свои богадельни, бесплатные столовые.

К 1910 году в Томске были созданы районные участковые попечительства о бедных: Верхне-Еланское, Заисточное, Уржатское, Мухинобугорское, Болотное, Песочное, Воскресенское, Заозерное и Петровское. По отчетам 1912 года они оказали материальную и иную помощь 1124 жителям.

В этот период существовали также частные и общественные организации для оказания помощи нуждающимся: «Патронат» – для лиц, отбывших уголовное наказание, «Общество защиты женщин», Общество «Ясли» - дневной приют для детей, чьи родители весь день проводили на отхожей работе, и для детей безработных. Существовали также и ночлежные дома.

Благотворительные общества содержали дешевые столовые для бедноты, а позже для студентов. Финансирование такой помощи осуществлялось за счет благотворительных взносов, пожертвований и капитала учредителей (купцы и предприниматели Асташевы, Цибульские, Королевы, Кухтерины, Вильянов, Попов и другие).

После Октябрьской революции одни функции общественной и частной благотворительности были забыты, другие взяло на себя государство. Комиссариат, а затем и министерство социального обеспечения проводили централизованную политику в области пенсионного обеспечения, поддержки инвалидов, одиноких и многодетных матерей, детей, не имеющих родителей. Так, 31 декабря 1918 года Совет народных комиссаров РСФСР выпустил Декрет «О социальном обеспечении трудящихся». Согласно этому документу, трудящимся гарантировались медицинская помощь и социальное обеспечение в случае временной или постоянной нетрудоспособности, а также утраты средств к существованию вследствие безработицы. Положением устанавливались пособия при временной нетрудоспособности, пенсии по старости, инвалидности, пособия беременным и роженицам, пособия на погребение, натуральная помощь. При этом в основу социального обеспечения был заложен страховой принцип – средства на указанные пособия и выплаты складывались из отчислений работодателей. С этого Декрета начался другой этап социальной помощи в России, который стал точкой отсчета для новой истории социальной работы.

Надежда Белоус
ТОМСК magazine № 2 (27) май 2008
Зонд-реклама

Идея, дизайн и движок сайта: Вадим Третьяков
Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова